Как видно из данных, предприятие достаточно тяжело переживает мировой финансовый кризис 2008 года. Также можно сделать вывод, что аналитический отдел (думаю, на предприятии промышленного профиля он существует) возможно не смог предсказать кризис задолго до его начала. Вследствие чего не были проведены какие-либо мероприятия, которые позволили бы в будущем сохранить свои позиции как в экспорте, так и в общем объеме производства.
Перед тем как перейти к какой-то более ли менее определенной стратегии стоило бы ответить на вопрос: Каков масштаб бедствия, который принес кризис компании? (Снижении экспорта с 42% до 28% (на 01.03.2010 - 15%), снижение общего объема производства, снижение на 4% реализации выпускаемой продукции по сравнению с 2008 годом.) Ответ не обнадеживающий.
Считаю, для предприятия сейчас самым важным вопросом является: Как выжить в данных условиях, не потеряв оставшуюся долю, как отечественного, так и зарубежного рынка.
Во время кризиса рынок разделяется на две категории - спящий и агрессивный. Спящий рынок, вернее не рынок, а компании, пребывает в ожидающей позиции, сокращает финансирование, сокращает штат сотрудников и т.д. Агрессивные компании, наоборот, развертывают "тяжелую бронетехнику" в виде программ мотивации и лояльности, наращивают рекламные площади, включают на полную мощность телефонные сбытовые коммуникации, в общем, всячески способствуют умножению информационного поля компании, тем самым оттягивая процент рынка на себя.
Я бы посоветовала совместить часть элементов "пассивной" стратегии с частью "активной".
1. Мероприятия по сокращению затрат с наименьшими негативными последствиями.
Главным принципом при сокращении издержек - они не должны сказываться на основном бизнесе компании. Можно экономит на аренде, ввести определенные лимиты на использование телефонной связи, электричества, не развивать новые отделения и т.д.
Следующим шагом, является урезание рабочих часов или перевод части сотрудников на надомную работу (сокращение персонала - последний, наиболее кардинальный для предприятия пункт). Сокращение рабочих часов так же поможет снизить затраты за электричество, сэкономить на арендных и транспортных расходах. Еще одно преимущество - "надомники" гораздо реже берут больничные. Кроме того, переведя часть сотрудников на домашний режим, можно освободить часть кабинетов и сдавать их в аренду, что принесет дополнительную прибыль компании.
Конечно же сокращение заработной платы является неотъемлемой и необходимой мерой. Стоит прекратить нанимать новых сотрудников, поднимать оклады, урезать выплату премий и бонусов на время кризиса.
Также можно сократить расходы на командировочные, снизив, таким образом, расходы на перелеты и поездки в другие города.
Как было сказано ранее последним, наиболее кардинальным для компании является сокращение персонала. Альтернативой окончательному увольнению может стать временное увольнение (или бессрочный отпуск) с последующей возможностью возвращения человека на свое место после кризиса.
Таким образом, существует достаточное количество возможных вариантов по сокращению затрат.
2. Предоставление отсрочки или рассрочки платежей, в случаи если предприятие в состоянии.
Т.о., компания увеличит объем оборота продукции и получить чуть отсроченную прибыль.
3. Развитие альтернативных источников маркетинговой коммуникации.
Можно выделить следующие маркетинговые инструменты во время сокращения рекламного бюджета:
- холодная коммуникация (телефонный маркетинг)
- заказные статьи в СМИ
- Интернет
- рассылка
- презентационная деятельность
4. Проявление особого внимания своим постоянным клиентам.
5. Возвращение и напоминание о себе старым клиентам.
Возможно, данные действия не поспособствуют увеличению экспорта, но тем не менее, думаю, помогут предприятию пережить финансовый кризис.